- Виктор, расскажите немного о себе; когда вы впервые услышали, увидели губную гармошку?
В первый раз я услышал губную гармошку в 1946, играл старший брат на трофейной гармошке, мне было 8 лет. И только в 1957 году, в силу духовной потребности в музицировании на Руси, мне так же захотелось научиться играть на муз. инструменте. Я выбрал Г.Г. Тремоло, т.к. звучание её было мое любимое – аккордеонное, имело демократичную стоимость и малый карманный размер. Мне хватило месячной стипендии учащего техникума, чтобы её приобрести. Гармошка Тремоло с ее нежным, задушевным звучанием всегда у меня в кармане пожизненно. Играл самоучкой на слух все, что слышал по радио, кино и в народе. Первый диплом лауреата получил за исполнение на Тремоло Венгерской польки на областном смотре художественной самодеятельности в 1962 году.
По профессии я инженер строитель, строил гидроэлектростанции и другие энергетические объекты в горах Киргизии в отрыве от музыкальных школ, не встречая практически других исполнителей на губной гармошке. По ходу освоения Тремоло, я приобрел свою методику игры мелодий многоголосием, как оказалось, отличную от других. Или как мне говорят, приобрел свою технику игры, используя известный прием блокировки (закрывание) не играющих окошечек, каналов гармоники языком. Стал играть на Тремоло как на мини аккордеоне или баяне в духовом их варианте, используя язык и свое дыхание вместо пальцев правой и левой руки..
- Хорошо знаете историю губной гармоники? Можете рассказать о том, как губная гармошка попала в Россию? О производстве данного инструмента
Известно, что губная гармошка в России была распространена в конце 19 века и в начале 20 и пользовалась успехом. Следует отметить, что массовое производство губных гармошек в России не было налажено из за воин 1912 года, первой и второй мировых воин и других известных событий.
Существует ошибочное мнение, что губная гармошка является Немецким народным музыкальным инструментом, как и двухрядка в России. Это мнение связано с тем, что развязав 2-ю мировую войну Вермахт положил каждому солдату в рюкзак губную гармошку для поднятия духа.
Такую же заинтересованность проявило и Министерство обороны СССР и по его предложению в 1940 году было налажено производство губных гармошек в Туле артели «Тульская гармоника» и на фабрике имени «Советской армии» в Москве.
Большую роль в распространении Тремоло во всем мире было то, что в 50-е и 60-е годы Немецкие фирмы наладили производство (на экспорт) национальных губных гармошек со строями удобными для исполнения народных мелодий разных стран, в том числе и России – двух язычковые Тремоло.
Производству таких Тремоло для России способствовало то, что фирма Weltmeister принимала участие в налаживании производство губных гармошек в артели «Тульская гармоника» и на фабрике имени «Советской армии» в Москве. Моя попытка отыскать какие либо архивы об этом в настоящее время не увенчались успехом, видимо по следующей причине.
Известно, что фабрика в Москве была организована в 1930 году на базе опытных мастерских ГИМНа (1929г.) и получила название Баянная фабрика им. РККА (затем имени Красной Армии). Во время Великой Отечественной войны сильно пострадала от бомбардировок и в послевоенные годы создавалась фактически новая фабрика. В 1985 году переименована в Московскую экспериментальную фабрику музыкальных инструментов. С 1985 года находится в г. Очакове. (Москва Очаковское шоссе, д. 28)
Тульское объединение по производству музыкальных инструментов «МЕЛОДИЯ» основана в 1930 – 1950 гг. В1930-е годы фабрике были переданы архивы тульской фабрики «Бр. Киселевы». Но руководство не сумело ими воспользоваться . В1950-е гг эти архива, представляющие огромную научно- историческую и производственную ценность, были сожжены в котельной. ( Ссылка: «Альфред Мирек, Научно-историческая энциклопедическая книга, ГАРМОНИКА прошлое и настоящее»)
Распространение Тремоло в России до 90 годов в большой степени способствовало также то, что фирма Weltmeister в 50-е и 60-е годы в довоенный и послевоенный период наладила (на экспорт) производство национальных губных гармошек для России со строями (звукорядами) заимствованных у Российских гармошек. А это позволило исполнять мелодии многоголосием с ритмическим сопровождением, как на ручной гармошке, баяне и аккордеоне.
Первые, массово поступившие, губные гармошки в Россию были трофейными. Но их звучание похожее на звучание ручной гармошки пришлись по душе Россиянам, несмотря на образ побежденного врага.
В 1957 году, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов г. Москва, в СССР массовым порядком во все республики, в торговую сеть были завезены губные гармошки Тремоло изготовленные фирмами Weltmeister и Hohner. При этом тремоло были многоканальные, двух сторонние с гармонным Русским строем.
Тремоло стала популярной, так как имела демократичную цену, малый (карманный) размер и удовлетворяла духовную потребность Россиян в музицировании, что не мало важно, а также то, что на ней очень легко можно научиться в любой глубинке России и приобщиться к народной музыкальной культуре, не имея музыкального образования. Играли самоучками то, что пели в народе: национальные песни, мелодии из зарубежных и своих фильмов, и грампластинок.
Но, при большом изобилии гармошек Тремоло в торговой сети всего Союза, отсутствовали методики по освоению их уникальных исполнительских возможностей при исполнении мелодий многоголосием заложенных в них. Практически Тремоло является минигармонью, баяном, аккордеоном в духовом варианте. В этом отношении существующие методики обучения с 1903 по 2000 годы на русском языке не могли раскрыть особенности Тремоло, так как обучали игре со звучанием одной ноты.
- Какие учебные пособия по губной гармонике вообще писались?
К примеру в 1929 году был издан «Краткий самоучитель для губной гармошки» (httr\\www.garmoshki.ru\schools\pioner.htm) .
В начале 90-х годов я обратил внимание на отсутствие пособий по освоению Губных гармоник Тремоло в России, где существует духовная потребность в музицировании на наших широких просторах.
Для справки: первое пособие по обучению игре на ручной гармошке издал Куликов Н. М. в 1872 году на 14-ти страницах, а граммофонная пластинка «Гармоника двухрядная» была выпущена в 1907 году.
Для любителей игры на губной гармошке в 1903 году М. Бельский издал на русском языке «Общедоступный самоучитель для духовой гармоники» на 11-ти страницах по цифровой системе. Граммофонная пластинка была записана Г. Доманским в 1913 году на фирме «Пишущий Амур» («Семь сорок», Марш Интермеццо, Вальс).
В связи с тем, что губная гармошка в России была популярна, был издан в 1929 году «Краткий самоучитель для губной гармошки» к Первому слёту пионеров под редакцией К. Благовещенского и А. Новосельского, а в 1944 году пособие в помощь немецким военнопленным.
В 1964 году в журнале «Наука и жизнь» №9 –12 была опубликована «Школа игры на губной гармонике» для 10-ти канальной гармонике, с пояснением: «Редакция выяснила, что самоучители игры на губной гармошке в нашей стране никогда не издавались. Мы разыскали на немецком языке и перевели. Журнал и предлагает вниманию читателей (с некотором сокращении)».
В период с 1998г. по 2002 годы я побывал в Германии, Голландии, Франции, Люксембург, Польши, но не отыскал там необходимой литературы по Тремоло.
В 2003 году я записал свою методику игры и обучения в двух частях на 2-х аудио компакт дисках, а в 2004 году зарегистрировал и получил авторское свидетельство в РАО г. Москвы.
В 2005 г состоялась презентация моей методики — самоучитель «Школа игры на губной гармошке Тремоло» в системе Learnmusic г. Москва httr//www.learnmusic.ru/_seminar_78 . httr//events.ru/_mes52 . В 2007 г. Школа была опубликована в интернет Славой Черновым на www.garmoshki.ru
Что бы осмыслить национальные особенности исполнительства и обучения игре на Тремоло я, на общественных началах, в 2005 году принял участие на всемирном фестивале- конкурсе в Германии г. Троссенген в номинации «Соло гармоника Тремоло», который проходит раз в 4 года На конкурс по Тремоло приехало 22 исполнителя. Из них 19 из стран Индокитая и Японии с Китайской методикой, 1 из Германии с Европейской методикой игры, 1 из Болгарии со своей, и я из России со своей методикой. Других методик и школ я не обнаружил.
В г. Троссенгене в Германии, где я принял участие, как частное лицо от России, во Всемирном конкурсе- фестивале в 2005 году, который проводится один раз в четыре года, я представил Русскую методику игры и обучения на Тремоло, был награжден дипломом и сравнил свою методику с методиками существующими в мире. Участники конкурса признали мою методику Русской не имеющей аналога. Это была моя основная задача и цель участия на конкурсе.
В 2005 г. Издатель Виктор Петровский издал скороучитель «Губная гармошка в четыре шага» на основе цифровой методики обучения, чем внес огромный вклад по возрождению губной гармошки Тремоло в России, за что я ему премного благодарен.
- Расскажи пожалуйста подробнее о вашем самоучители игре на гармошке тремоло и о вашем творчестве
Свою Школу я на 80% писал для любителей играть на музыкальных инструментах живущих на просторах России не имеющих музыкального образование, желающих приобщится к музыкальной народной культуре, где корни нашей Российской культуры. Молодежь к этому времени уже в трех поколениях, особенно в мегополюсах, была оторвана от своих корней. Государство, хоть поздновато, это положение исправляет. Именно из глубинки приходят ко мне письма и от любителей которым за 25 лет от Владивостока до Питера. Из Панамы, Финляндии, Кипра и Израиля.
Чтобы ознакомить с Г.Г Тремоло, с целью возродить её, я в 2008 году принял участие в передаче «Сам себе режиссер» — победитель А, ВАМ СЛАБО и в ряде региональных фестивалях в городе Иваново, Ст. Вёшенская , в Астрахани, в ст. Старочеркаск, принял участие в международных фестивалях «Аккордеон плюс», телефестивале «ЮФО» в г. Ростове-на-Дону и в ряде концертов региона, в котором проживаю.
Г.Г. Тремоло актуальна в наши дни, это приобщение Россиян к миру музыки в любом возрасте. Интерес проявляется не только в России, Украине, Белоруссии, но и за рубежом. Я отослал Школу в Данию, Панаму, Новую Зеландию на русском и английском языках ( у них таких методик нет) и даю консультации при необходимости по Интернету или по телефону.
Это происходит потому, что Г.Г Тремоло прекрасно звучит сольно, как баян или аккордеон, аккомпанирует солисту, прекрасно звучит в дуэте с гитарой и другими музыкальными инструментами , и с оркестром.
20.11.2016 г.